+375 29 786-71-90 мтс (вайбер,телеграм)
mr.kokh2012@yandex.by
Анонимное насилие
Анонимное насилие

В последнее время в мире происходило много занятных вещей –  и выборы президента США, и суета в Корее и Сирии, и отказ России от «Евровидения», и даже развод Анджелины Джоли и Брэда Питта. Новостные поводы для обсуждений на любой вкус и цвет для вдумчивого электората. Иногда создается впечатление, что все происходящие события являются заказом таинственного редактора глобального масс-медиа «Иди в жопу, планета», которому необходимо заполнять все темы своего издания, от «светской жизни» до «тайн политической кухни», от «как сожрать тонну суши и не потолстеть» до «встретим рак четвертой стадии с улыбкой». Хотя почему впечатление? Впрочем, я немного отвлекся от темы.

         Сижу я, давеча, у окна в мир, именуемого «Интернетом», распивая кофеек и слюнявя мышь, наслаждаясь шелестом перелистываемых страниц  новостных порталов, пока мой взгляд, притупленный маленькой зарплатой, выданной маленькими купюрами маленьким белорусам большим банкоматом, не остановился на статье «В школах N-ской области появятся «домики доверия». «Какое милое название - подумал я, - прям бальзам израненной современными реалиями душе». Как оказалось, я несколько поспешил с выводами. Здесь речь шла скорее о «домиках недоверия» - специальных местах, где любой желающий, будь то ребенок, родитель или (особенно порадовала эта формулировка) – «просто неравнодушные граждане» смогут оставлять анонимно любую информацию, связанную с семейным неблагополучием, которая может заинтересовать педагогов и милиционеров.

         На первый взгляд может показаться, что сие начинание преследует сплошь благие цели – информирование о домашнем насилии и прочих внутрисемейных неправомерных деяниях может послужить профилактикой данной проблемы, значение которой я ни в коей мере не хочу умалять или преуменьшать. Однако что мы можем увидеть, всматриваясь в суть этой инициативы? Призыв к безнаказанному стукачеству, столь сладостному человеческой природе, что даже неудобно. Безнаказанному – это значит анонимно, анонимно – значит, снять с себя ответственность за предоставляемую информацию. А все вышеперечисленное означает безграничный полет фантазии, домыслы, предположения, желание отомстить – прямо душа радуется бескрайнему анонимному полю открывающихся возможностей. А за этим всем, в свою очередь, стоят такие «киты» человеческого существа, как стремление к власти и зависть. Представьте себе, что у вас есть некая информация, которая может скомпрометировать вашего недруга. И не просто информация – знание, знание того, что вы не просто так невзлюбили этого человека, и теперь у вас есть доказательства того, что он сволочь и подлец. Представили? Приятное чувство, не правда ли? Может, ненадолго, может, даже на долю секунды, но оно возникнет. И что бы кто не говорил, оно возникнет у каждого, просто кто-то осознает это чувство, а кто-то побыстрее постарается убрать его с глаз долой, ведь он праведник и борется за справедливость, а злорадство и ощущение собственного превосходства ему знакомы только из книг (меня тошнит при виде таких людей). Это и есть стремление к власти. Но в описанной мной ситуации и это стремление, и, как следствие, этот анонимный «стук» (про возможность шантажа мы пока не говорим) оправданы наличием достоверной информации.

         Но давайте зададим себе вопрос – как часто в наших руках оказывалось достоверное, кристально чистое знание о том, что творится за дверями соседней квартиры? И если вы Homo Sapiens (особенно Sapiens, это сейчас наиболее важно), то вы ответите – никогда. Разве что вы Джеймс Бонд или параноик, который установил в квартирах своих соседей скрытые видеокамеры и прослушивающие устройства. Если же нет, то достоверной информации у вас никогда не было. Все крики, вопли, звон посуды и прочее звуковое сопровождение жизни ваших соседей – это лишь поле для ваших интерпретаций того, что там действительно происходит, для ваших догадок и предположений по этому поводу. На это мне могут сказать, что лично разговаривали с потерпевшей стороной и даже видели, к примеру, некие телесные повреждения, которые вам эта самая сторона демонстрировала. Если это способно вас убедить, можно только порадоваться тому, что ни смотря ни на что вы смогли сохранить детскую наивность и такое же мировосприятие. Люди никогда не говорят правды о своих отношениях. Ни-ког-да. В это непросто поверить, но это так. Преуменьшают, преувеличивают, искажают факты – все, что угодно, кроме правды. Если вы не верите, поговорите не с одной стороной, а со всеми участниками ситуации – вы будете удивлены. По моим наблюдениям, самые искренние и честные люди вообще ничего не рассказывают о своих отношениях, в лучшем случае они могут отделаться от расспросов ничего не значащими фразами и знаете, почему? Потому что не хотят лгать. Ведь если говорить правду об отношениях, придется столько грязного белья вытащить, при чем не только партнера, но и своего, что неловко от зловоний станет. Намного проще всю вину и ответственность за разлад перенести на своего партнера – так и «исповедующийся» чистоту сохранит в глазах общественности, и порцию утешений получит, да и убеждая окружающих, себя лишний раз убедит в своей невинности. Легче ведь именно обиженной, а не виноватой стороной быть, верно?

         Итак, с вербальной стороной вопроса разобрались. На очереди – следы физического насилия. И здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Настоящая жертва, которую истязают за домашними стенами, никогда следы насилия вам демонстрировать не будет. Наоборот, она правдами и неправдами будет стараться их всеми возможными способами скрыть от посторонних глаз (именно поэтому жертвы домашнего насилия страдают годами). Те, кто что-то кому-то демонстрируют – это не совсем жертвы, это те, кому не хватает внимания, заботы и утешений, эдакие большие дети, «артисты», играющие на публику. Что отличает жертву от «артиста» - чувство вины, стыд, ответственность и жалость к проявляющему насилие, именно это удерживает жертв в плену домашнего изверга. А «артиста» удерживает тот факт, что благодаря этому человеку он получает «моральные льготы» от окружающих, без которых он очень быстро захиреет, либо быстренько найдет новый способ вызывать жалость и сочувствие всех вокруг. Кроме этого, «артисты» не станут жить с тем, кто проявляет насилие к ним систематически и постоянно – в какой-то мере они заботятся о своем комфорте, в отличие от жертв.

         Вот так, «просто неравнодушные граждане». Надеюсь, мой вдумчивый читатель, ты уловил в этой формулировке то же, что и я – красивую мелодию тридцатых годов прошлого века, в которой слышен благозвучный голос Иосифа Виссарионовича, легкий шелест пишущихся анонимок, свежайший утренний воздух сибирских лагерей и волшебный звук взводимых курков в подвалах НКВД. Чудесные были времена! Приятно осознавать, что если история и не полностью идет по спирали, то приемы остались теми же – игра на человеческих пороках и слабостях всегда приносила дивиденды, принесет и сейчас.

         Если честно, я почти не верю в то, что кто-то, кроме «просто неравнодушных граждан» пойдет на анонимные доносы. «Артистам» это не выгодно, разве что привлечь чуть больше внимания к своей персоне, а настоящие жертвы такого себе не позволят. К сожалению. Но если кто-то из вас, настоящих, это прочтет – помните, вы не виноваты в происходящем, и не стоит нести столь непростое бремя ответственности за того, кто даже человеком именоваться не может. Только я не призываю вас к анонимкам, наоборот – лишь честное и открытое заявление может послужить тем переломным моментом, который может изменить вашу жизнь. А уж сил вам не занимать – каждая и каждый из вас знает это лучше, чем тот, кто пишет эти строки, вы просто предпочитаете это забыть.

 (А. Кох).