Новый год, Рождество… Сколько себя помню, эти праздники всегда были очень мной ожидаемы. Появление дома елки, непременно живой, настоящей, от которой пахло морозным лесом и волшебством, всегда возвещало о преддверии праздников. Даже само ее наряжание становилось для меня ритуалом. Я наряжал всех вокруг – себя, родителей, и, разумеется, кота, попутно сопровождая сие событие радостными воплями. Ну и, конечно же, подарки. Подарки, которые неизменно лежали под елкой, и которые мне непременно хотелось забрать до наступления рассвета. Их заполучение всегда походило на квест – в темноте, по пластунски, как заправский спецназовец, я проползал мимо родительской постели к заветной цели, стараясь никого не разбудить. И если к елке я доползал без особых проблем, то путь назад был сопряжен с определенными трудностями – мои подарки, как назло, всегда упаковывали в самые шелестящие пакеты, каждое шуршание которых тишайшей ночью отдавалось в моих ушах ядерными взрывами. Мама с папой, разумеется, просыпались от такой Хиросимы, упорно делая вид, что продолжают спать, а я доползал до выхода, закрывал дверь, и, уже не таясь, раскрывал драгоценные пакеты. И для меня было уже не столь важно, что в них – добытые с таким трудом, даже самый незначительный пустяк превращался для меня в настоящее сокровище.
Пожалуй, такие моменты – одни из самых ярких моих детских праздничных воспоминаний (а, ну еще поедание мной елочной игрушки. Впрочем, это яркое воспоминание моих родителей, выковыривавших стекло из моего рта и радующихся, что я себе ничего не порезал).
Думаю, никому не надо говорить, что подарки под елку мне клал Дед Мороз. Хотя, сейчас такое время, что к детям приходят и зайчики с подарками, и феи и пр. По счастью, белочки ко мне не приходили, как и другие животные, а приходил наш старый и родной Мороз (не путать с Санта-Клаусом. Во-первых, это не патриотично, а во-вторых, Санта-Клаус – это что-то скучное, одинаковое и шаблонное, а Дед Мороз всегда веселый, с дамой и подшофе, что, несомненно, радует славянско-советское восприятие).
Так вот, уважаемые родители, этот старый бородатый хрен и сказочки о нем, которые вы рассказываете своим детям – это было самой большой ошибкой в вашей жизни. По заверению зарубежных психологов https://deti.mail.ru/news/pochemu-detyam-opasno-verit-v-deda-moroza/ этим вы наносили непоправимую травму неустойчивой детской психике. Шах и мат, господа аниматоры! Можете забыть про новогодний «чес», сказочка закончилась! Зарубежные специалисты обосновывают свою точку зрения тем, что ложь о старике с мешком подарков, которая раньше или позже выплывет на свет божий, окажет крайне травмирующее воздействие на маленьких обманутых неудачников, которые до момента разоблачения Деда Мороза искренне верили в непогрешимость родителей и вселенскую доброту окружающего мира.
С одной стороны, это утверждение звучит разумно, но с другой… Хотя нет, кого я обманываю – со всех сторон, куда ни посмотри, для меня это умозаключение является полным бредом, да простят меня зарубежные коллеги и те, кто разделяет их точку зрения. И сейчас я вам объясню, почему.
Сама идея о том, что надо беречь психику ребенка, мне симпатична. Беда в том, что когда посмотришь телевизор или послушаешь мнения экспертов (коих в последнее время развелось как грибов после дождя. Плюнуть некуда – обязательно в эксперта попадешь, не в области психологии, так в политике, не в лайфхакера, так в гуру «Ютуб»-блоггеров) становится понятным, что беречь психику ребенка необходимо в буквальном смысле от всего: от конфликтов, неприятностей, неосторожных слов и плохих оценок (ребенок ведь не тупой, он не может быть тупым, это просто злая учительница срывается на вашем ненаглядном чаде. Хотя как срывается – она даже оценку объективную поставить не может, особенно если отметка ниже того минимума, благодаря которому переводят из класса в класс, ведь этим она нанесет непоправимую травму ребенку. У меня только один вопрос – если дети не могут быть тупыми, откуда берутся тупые взрослые? В каком именно возрасте происходит такая деградация?).
Читая новости и слушая многочисленных специалистов, я хочу сказать следующее: отсутствие психологических травм для ребенка тоже может стать травмой, при чем такой, на фоне которой все остальные будут казаться цветочками. Очнитесь! Мир – это не только веселый аттракцион «Диснейленд», где с вас пылинки будут сдувать, и который будет встречать вас приклеенной улыбкой Микки Мауса. Мир с большим удовольствием и с той же самой улыбкой будет качественно и со знанием дела метелить вас до вашей пенсии, а напоследок даст вам хорошего пинка, чтобы наконец в гробу вы смогли по настоящему насладиться релаксом. Если вы растите человека в инкубаторе, в идеальных тепличных условиях, ограждая от всех проблем и забот, вы должны помнить – когда теплица рухнет (а это произойдет в любом случае, вы не бессмертны), мир не встретит вашего инкубаторского воспитанника с распростертыми объятиями. Вместо этого за очень короткий срок такой человек получит и опробует на себе все те травмирующие неприятности, от которых вы его так старательно оберегали. Как вы думаете, что с ним будет после этого? Если его нервная система окажется достаточно крепкой, чтобы выдержать первый удар и не свести счеты с жизнью или не оказаться в обществе приятных людей, которые поместят его в теплое помещение с мягкими стенами, мы, с вероятностью почти 100%, получим на выходе крайне невротизированную личность.
Но пока давайте вернемся к злосчастному Деду Морозу. Что этот парень дает нам, кроме очередной психологической травмы? Мне кажется, что этот бородатый дядька с мешком подарков (ааа, подарочки!) превращает и Рождество, и Новый год в поистине волшебные праздники, а кроме этого дарит веру в чудо и ощущение, что все случается, и самое несбыточное может произойти. Скольким людям помогала эта вера, заставляла улыбнуться и почувствовать себя хотя бы чуточку счастливее, пусть даже на одно мгновение, которое тоже может быть определяющим, если вы стоите на самом краю. Кроме того, вера в чудо, в сказку, придавая нам сил двигаться дальше, дарит нам возможность создать что-то, во что никто не верил, помочь тому, кто уже отчаялся и изменить этот мир, сделать его чуточку лучше. На это способны только те, кто не утратил веру в то, что чудеса случаются, что сказка может быть не только на телеэкранах или страницах книг, но и в жизни.
Кстати, если Дед Мороз наносит детям такую тяжелую травму, значит, следуя этой логике, необходимо запретить все религии. Бога кто-нибудь видел? Нет. Люди верят в него? Да. Были те, кто разочаровался в своей вере (кто из-за пустяка – попросил и не дали, кто из-за какой-нибудь трагедии, кто еще из-за чего)? Да пруд пруди. Все признаки качественной психологической травмы. Таких вопросов можно задать еще миллион, чтобы окончательно убедиться – вера в чудо немногим отличается от религии, только, пожалуй, она намного честнее и искреннее всех религий вместе взятых. И дело не в религии – дело в людях, которые не только много косячат и грешат, меряются, чей Бог круче, убивают из-за этого друг друга, готовят Учителю подходящее место в аду, где он будет вечно смотреть «Матильду» и много других интересных вещей. В такой религии нет места тому, чье имя я слишком часто поминаю всуе. Там остались только люди, которым всегда было также далеко до святости, как корове до лошади. И я не оскорбляю ЧУВСТВ верующих, я оскорбляю САМИХ верующих, тех, о которых я говорил выше, и которых, к сожалению, большинство.
Религия ведь тоже может воспитывать веру в чудо, но это более долгий, сложный и не всегда позитивно заканчивающийся процесс – очень часто всё преподносят слишком снисходительно, покровительственно, холодно и свысока, что может отвернуть от нее. А Дед Мороз – вот он, рядом, он более позитивен и материален. И ведь еще в языческие времена прообраз Деда Мороза, вера детей в него, была предваряющей ступенькой к экзистенциальной, религиозной вере.
Таким образом, если вы хотите вырастить серого, как валенки, инфантильного прагматика, вам и карты в руки. Только будьте последовательны – если вера в чудо это травма, то религия автоматически подпадает под эту травмирующую юрисдикцию. А если не хотите – вы и сами знаете, что делать.
PS. Я довольно рано узнал, что Деда Мороза нет. Мои родители, думая, что я сплю, положили как-то подарки под елку – банальная история. Разочарованию моему не было предела. На следующий день вечером я пошел на кухню, стал смотреть в окно и грустить. И вдруг, на фоне темного неба, я увидел… Ну да, именно его – Деда Мороза на санках в оленьей упряжке! Я не мог поверить своим глазам! Он передвигался так быстро, что я просто не мог никого позвать и стоял, как зачарованный, смотря во все глаза. Он заметил меня, улыбнулся и сыпанул горсть снега мне в окно. И тут я проснулся. Мне сказали, что я уснул на подоконнике и меня аккуратно перенесли в кровать. Чудо закончилось, скажете вы, это был просто сон. Возможно. Но мне приятнее думать, что так оно и было на самом деле, и что добрый старикан просто прозевал одного мальчика, по рассеянности вовремя не нагнав на него сон.
(А. Кох)