Здравствуй, мой дорогой читатель! На очередное словесное излияние меня сподвиг недавний просмотр фильма «Матильда». Думаю, сейчас непросто найти человека, по крайней мере на большей части постсоветского пространства, который если и не смотрел, то наверняка слышал весь тот шум, который был поднят вокруг сего творения. Я не собираюсь пересказывать вам сюжет – не ради этого взялся за ручку. Я хочу поговорить о другом.
Фильм произвел на меня не самое благоприятное впечатление. И если честно, я не сразу понял, почему. Меня не впечатлила слабовольность и бесхарактерность Николая и даже то, что он, прости Господи, занимается сексом. Но непонятное чувство неприязни и раздражения не покидало меня весь фильм. Я попытался выключить эмоции и включить мозг. И вот, что из этого получилось.
У каждого из нас, кого не копни, есть грязное белье. Но это не значит, что его нужно перебирать и выставлять напоказ. Конечно, любители ток-шоу со мной не согласятся, но и не надо, не для них пишу. Принижение и высмеивание известных личностей сейчас в тренде, и начало этому положили американцы, с радостью унижающие своих и чужих правителей, находя это очень остроумным и демократичным. Эдакое проявление свободы свободолюбивого американского народа. Только при ближайшем рассмотрении выглядит это как свобода раба, самоутверждающегося за счет высмеивания своего хозяина. Мы умные, а он дебил, мы крутые, а он лох, мы молодцы, а он мудак.
Правда, поступая таким образом, люди забывают одну важную деталь – тот, кто в какой-то момент истории становится у руля страны или общества, является своеобразной квинтэссенцией – народа ли, страны, времени, обстоятельств, настроений, - не суть важно. Пропустите через себя эту мысль, проанализируйте хотя бы то немногое, что вы помните из истории, и вы убедитесь, что моя мысль верна, кого бы вы не взяли: Гитлера, Калигулу или Федора Иоанновича: каждый был выразителем общих настроений или обстоятельств в то конкретное время и в том конкретном пространстве. Для доходчивости объясню на пальцах – возьмите хотя бы двух последних президентов США: 1ый был ниггером, подтверждавшим собой наличие демократии и отсутствие расизма (по крайней мере, в отношении черных), и нынешнего, идеально подходящего на роль шута, поигрывающего мускулами. Следующим президентом будет или женщина или представитель ЛГБТ-меньшинств. А осознание того, что твой правитель – квинтэссенция народа и общих настроений как-то отбивает желание ржать. А над кем? Над самими собой мы ведь не очень-то любим. А поржать над историей, чувствуя себя героем – пожалуйста, сколько угодно.
И отсюда следует интересный вывод: когда мы ржем над своей историей, плюем в нее, сносим памятники, отрекаясь от каких-то исторических неприглядностей своей Родины, мы плюем и отрекаемся не только от отдельных личностей. Мы плюем в морду своим предкам, отрекаясь тем самым от самих себя, от той нашей части, на которую не хочется смотреть, потому что больно и противно. Чем больше мы боимся замараться в собственной истории, тем более необдуманно и грязно мы живем, приобретая чувство непогрешимости в своих поступках, частных или политических, это уже не так важно. Чувствуете? Неприятно смотреть на то дерьмо, которое наворотили наши предки. Лучше о нем забыть, ведь так у нас рассуждают?
И вот мы подошли непосредственно к Николаю. Я не собираюсь рассуждать, хорош он был или плох, нас с вами не это интересует. Важно то, что страница истории с его именем до сих пор вызывает боль, вполне понятную и обоснованную. Его расстрел, свержение монархии и надежды, возлагаемые на это событие, мягко говоря, не оправдались. Страну залили кровью (не зря ведь флажок себе красный взяли), истребили лучших людей, поубивав или сгноив в лагерях, и сделали еще столько говна, сколько Ивану Грозному в самом извращенном сне приснится не могло (а в извращениях этот парень знал толк). А по итогу вообще просрали все, что создали. И эти события, начало которых положил расстрел последнего царя, отразились на каждой семье. Этот отпечаток остался у каждого, впитался к нам в подкорку вместе с нитью ДНК. Никуда не деться от чувства боли, а у кого-то и вины.
Думаете, почему Николая II возвели в святые? Я думаю, что он был, конечно, неплохим парнем, но не настолько. Мученик? Не путайте, пожалуйста, расстрел с пытками. Есть только одна объективная причина, оправдывающая этот шаг – чувство вины. Вины раскаявшихся малолеток, у которых родители уехали на дачу и оставили хату в полном их распоряжении. А когда пати закончилось, эйфория ушла, оказалось, что оставшиеся без надзора малолетки не только в щепки квартиру разнесли, но и поубивали друг друга, разворовали оставшееся, а по итогу вообще превратили ее в коммунальную.
Вот вам и чувство вины. Вот и возведение человека в святые, чтоб хоть немного от этого давящего чувства избавиться. Вот и раздражение, которое вызвал фильм «Матильда». Не потому что плох, не потому, что оскорбляет чувства верующих, а потому что кромсает старую и толком не зажившую рану, которая раздражает и болит. Хорошо, когда болит совесть. Плохо, что мы забыли то, что за ней стоит.